Как редактировать видео в Final Cut Pro X

28.10.2014


Я собрал достаточно опыта в Final Cut Pro X (FCPX), чтобы поделиться им с кем-то. Далее я постараюсь систематизировать процесс создания видеоролика. Это то, как делаю это я. Вероятно может быть и другой подход. 

Работа с клавиатуры

Использования клавиатуры, шорткатов (shortcuts) точно сэкономит 50% процентов времени. Сначала можете ими и не пользоваться изучая Final Cut Pro X, но потм задумайтесь на что вы тратите время. Благо каждое действие имеет соответствующую комбинацию на клавиатуре, это легко посмотреть в меню или наведя мышкой на кнопку. Ниже я приведу те, которыми я пользуюсь чаще всего.
  • I - отметить начало клипа в библиотеке
  • O - отметить окончание клипа в библиотеке
  • E - добавить выбранный клип их библиотеки в конец таймлайна
  • W - добавить выбранный клип их библиотеки в то место, где стоит курсор в таймлайне
  • ← → - точное перемещение курсора, если нажать ⇧, то будет бустрее
  • ↑ ↓ - переход между клипами, четко по ихним границам
  • ⌘B - Лезвие (Blade), разрезает клип в таймлане, где стоит курсор
  • ⌘4 - показать панель свойств клипа
  • ⌘6 - настройки цвета
  • ⌘8 - настройки звука
  • ⌘7 - показать гистограмму
  • ⌘⌥V - применить к выбранным клипам все свойства скопированного клипа
  • ⌘⇧V - применить к выбранным клипам свойства скопированного клипа, но можно выбрати какие, цвет, трансформацию, аудио настройки
  • ⌘T - вставка перехода (transition) между клипами

Первичная нарезка материала

После импорта всех исходников, всех видеоматериалов я начинаю отбирать фрагменты для своего ролика. Не будем здесь рассматривать сюжет и поиск музы, как говорится, каждый "сам себе режисер". Все делать можно мышкой, но лучше таки научиться делать с клавиатуры. Тогда это занимает минимум времени. Со временем я научился отбирать фрагменты примерно за 2 просмотра материала. Я проигрываю мувик и нахожу интересный момент, отматываю стрелками ← → и ставлю в точное начало фрагмента. Часто полезно ориентироваться по звуку, по горбам видно где начинается или заканчивается речь. Курсор стоит, жмем "I". Нажимаем "пробел", мувик проигрывается. Доходим до момента, когда надо остановиться. Если пропустили, то можно опять отмотать стрелочками ← →. Я отматываю с запасом и опять воспроизвожу конец фрагмента, а в нудный момент нажимаю "пробел", остановка. Жмем "O", это отметит окончание фрагмента. Жму "E", это добавляет фрагмент, или клип (clip) в терминологии Final Cut Pro, в конец таймлайна (timeline), т.е. моего видео. Все, ищем следующий клип-фрагмент в своем материале.

Т.е. первозадачей является отбор материала и построения своего видео ролика. Причем можно даже не сильно точно отмечать начало и конец клипа. Позднее в таймлайне, когда будете пересматривать материал легко можно тягать мышкой границы клипов. А еще у меня обычно половина отобранных клипов удаляется и не доживает до финальной версии. Изначально вроде интересные клипы могут оказаться скучными в общей картине, некоторые слишком затягиваю сцену и т.д. 

Первичный отбор материла занимает примерно 40-50% времени. У меня из одного часа материала получается на выходе 5-10 минут видео, т.е. 90% это шлак. Иногда бывают терминальные случаи. 8 дней катания на сноуборде, запись ведется почти нон стоп, примерно 4 часа материала в день. Т.е. 32 часа материала, примерно. Финальный фильм получился 20 минут длинной, с титрами. То же самое и с записями подводного плавания, катания на мотоцикле и т.д. И наоборот, снимаем диалог со сценарием, все фразы расписаны, делаем 2 дубля. Понятно, что 50% материало в точку.

Пересмотрите свое видео, доработайте некоторые моменты и можно переходить к финальной обработке. Тут всегда у меня выбор, красить или звуком заниматься. 

Редактирование цвета

Это то, что переводит ваш материал на качественно другой уровень. Как правило, исходный материал, если только он не снят в ручном режиме на зеркалке с пониманием всех аспектов, будет иметь возможность улучшения. А часто и просто пересвечен или недовыдержан, с черными и белыми регионами. У меня почти никогда не было материала, который не пришлось бы подкрутить хоть немного, разве что очень редкие кадры в солнечную погоду с постановочной сценой. GoPro оставляет огроный запас по вытягиванию контраста, может это даже к лучшему. Зеркалкой снятый материал лучше, но все равно, темные области, пересвеченные области, детали в средних тонах, все это немного приходится дотягивать. 

Я люблю немного более насыщенный цвет, потому добавляю Saturation ко всем клипам, 10-15%, ко всем и сразу.

А дальше просматриваем клип, смотрим гистограмму (⌘7), растягиваем ползунки экспозиции (⌘6), желательно чтобы концы гистограммы не  выходили за границы, иначе это ведет к обрезанию полутонов в тенях или светлых регионах. Делаем корректировки на глаз для получения наиболее сочной картинки.

Ниже примеры было - стало.









А на самом деле, это примерно то, что делает функция "Автоконтраст" в Photoshop.

Звук и музыка

Это довольно быстро происходит. Всем клипам я устанавливаю Background Noise Removal 35%, Loudness Amount 100%, Loudness Uniformity 15%.

 

Эти значения в основном для материалов GoPro. Вероятно для других микрофонов может быть по-другому. Но в любом случае я ставлю какие-то значения для всех клипов сразу, а потом корректирую некоторые при необходимости. Настроил параметры для одного, копирую (⌘C), выделяю все (⌘A), применяю настройки звука к остальным (⌘⇧V).

На подборе музыки можно потратить время. Иногда часы проходят пока найдешь нужную песню.

Финальные штрихи, эффекты

Чем их меньше - тем лучше, запомните. Их можно использовать только при точной необходимости. Посмотрите хороший клип на телевизоре, шоу. Найдите там миллион полупрозрачностей при смене кадров, уезжающие картинки, стилизацию под пленочную камеру или добавление бликов, полосочек, рамочек, звездочек и прочих перделок и свистулек. Нет их там, материалу это не надо.

Но все же я позволяю себе вставлять переход (transition) между главами. В конце вставляю тразишн, чтобы плавно затемнить последние кадры. По сути это аналог Fade In/Out в обработке звука. Но злоупотреблять им тоже не надо.

Заглавия. Я люблю их вставлять для обозначения места или главы в видео-повести. Иногда нужны субтитры, если звук плохой.

Финальный экспорт

Я переключаюсь из Proxy в Optimized/Original и экспортирую видео в хорошем качестве. Использую Apple ProRes 422, он занимает больше место, зато экспорт происходит довольно быстро. По сути это будет первый раз, когда я увижу плобы всей своей работы в финальном качестве. Выкладывать в сеть не спешите. Я всегда сначала пересматриваю получившийся ролик и в 90% случаев находится несколько огрех, нестыковки, опечатки, тихие диалоги, заглушающая музыка и т.д. Еще раз все полируем и тогда уже точно экспортируем.

В Youtube можно загружать сразу Apple ProRes 422. Делать экспорт в H.264 не надо. Для хранения у себя на компьютере я пользуюсь ffmpeg. Compressor или экспорт из FCPX в mp4 или mov меня не устраивает, невозможно за раз сделать несколько версий с разным качеством. И еще он очень медленный.

Макросъемка с макромехом

08.11.2013


Нашел у отца в шкафу пристаку ПЗФ или в народе макромех. Советское производство, резьба М42. Никогда им серьезно никто не пользовался. А у меня переходник на байонет Canon есть. Ну и понеслась.

У меня доступно было 3 объектива на пробу.
  • Индустар 3.5/50 - оказался лучше всех, как ни странно.
  • Зенитар 1.7/50 - точка фокуса очень близко к стеклу, буквально пару сантиметров, неудобно снимать и картинка мне больше на Индустаре нравится.
  • Carl Zeiss Sonnar 3.5/135 - отдаляет картинку, делает приближение меньше.
  • Конвертер 2x. Если его прикрутить к объективу, то картинка отдаляется. А вот если асо стороны тушки, то увеличение в 2 раза.
Глубина фокуса очень небольшая. Даже с закрытой диафрагмой 16. Зерно гречки не все целиком в фокус не попадает, только примерно четверть его.


Для более удобной съемки я организовал место так. Настольная лампа, подиум из коробки под высоту штатива. На подиуме сделал из остатков светодиодной ленты круговую подсветку. Сам аппарат на штатив. Фокус регулируется колесом на макромехе. А сам объект удобней прям с коробкой двигать. Света я бы еще добавил, мало с фронта, получается что объектив перекрывает лампу.



Zopo 810 (Hero 7500+), Samsung Galaxy Ace и мысли о техническом прогрессе

22.04.2013
Это обзор телефона Zopo 810 совместно с философскими мыслями о прогрессе. В соответствии с законом Мура мы должны наблюдать увеличение производительности, но это же касается и всех других областей технического развития, матрицы экранов и фотомодулей, энергопотребление, скорости передачи данных. 

Предпосылки

Ровно 2 года назад я покупал себе предыдущий телефон, выбор пал на Samsung Galaxy Ace, это была следующая модель после флагмана Galaxy S, кроме того мне была выжна вспышка (в S ее не было), по остальным параметром Ace уступал S, но судя по тестам, не намного. Уже после я сравнил его с S вживую и был сильно удручен. Я заплатил тогда за слегка бу Ace 2200грн ($275), S-ка стоила от 2800 и выше. За 2 года использования он меня очень сильно огорчал, ужасно тормозил, жрал батарею, с wifi или gps умирал за 2 часа, на солнце не было ничего видно. Вероятно, это худший телефон, который у меня был. Но вспоминая момент покупки, то это был явный прогресс и hi-tech штучка.

Сегодня апрель 2013 года, ровно 24 месяца спустя. Китайцы 2 года назад выпускали модели с явными проблемами, ужасное качество компонентов, от батареи жили не больше суток, экраны тусклые и так далее. Сейчас совершенно другая история. Брендов множество и есть даже совсем приличные, например телефон Xiaomi MI2, ценник $400, запросто тягается с Samsung Galaxy S3 и HTC One X. Забыл сказать, требование к моему новому телефону было наличие 2 SIM. Самым крутым на момент покупки был Samsung Galaxy Grand. Из минусов 5" экран и всего 800x480, 2 ядра, а не 4, цена $375. Я морально себя уже начал готовить к нему и тут меня дернуло посмотреть, а что там у китайцев. 

Представляю достопочтенным господам (Тадададам-да-дам!):

Zopo 810

Сайт производителя: http://www.zopomobileshop.com/
Страничка на 4pda: http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=437919

Почитал, посмотрел кучу видео, да нормальный телефон. Ну не нашел я негативных отзывов. Цена на сайте $240, я нашел уже в Киеве за 2100грн ($260). Кроме того я купил Hero 7500+, это тот же телефон, только без надписи на крышке, OEM версия, +2 батареи, +чехол, +пленка, что потянуло бы на еще $25.

Дальше сравниваем технический прогресс за 2 года (zopo / ace)
  • Процессор: 1.2Ghz 4 ядра / 800Mhz 1 ядро
  • Память: 1Gb / 256Mb
  • Экран: 1280x720 IPS матрица / 480x320 даже не с LED подсветкой
И так далее
  • 12mp камера
  • 1080p запись видео
  • проигрывание FullHD 1080p фильмов
  • фронтальная камера
  • wifi и gps не жрут батарею
Доволен как слон. Перешил сразу на 4.2 Jelly Bean. Радостно. 

Лично для меня закон Мура не сработал, у меня все значительно круче, раза в 2 от обещанного) Если верить AnTuTu, то разница составляет 13014 / 3141 = 4.14 раза. А субъективно разница 10 раз) Также констатирую переход китайцев от ширпотреба к нормальной индустрии, и не только в микроэлектронике. 

На фото результаты тестов AnTuTu обоих, side-by-side фото, 3м затесялся Galaxy S.

Предсказания пальцем в небо

Немного можно пофантазировать. Наверняка через 2 года я опять захочу поменять телефон, думается он будет таким:
  • 8-16 ядер по 2Ghz
  • Оперативной памяти 4-8 Gb
  • Ретина посвсеместно, разрешение больше 1080p, т.е. 1980x1020 будет минимумом
  • Производительности должно хватать для записи и воспроизведения 4K Cinema, ну хотя бы 2.7K Cinema
  • Возможно 3D камера и 3D экран
  • Должны быть какие-то еще программно-аппаратные плюшки по интеграции девайса с окружающим миром
  • Беспроводная зарядка как стандарт
Неблагодарное дело эти прогнозы, но посмотрим)


Как убрать горячий пиксель на Canon

12.02.2013
На моей зеркалке Canon 550D появился горячий пиксель. Он появился после длительной съемки видео на большом ISO, тогда еще выскочил значек о температуре матрицы. Пиксель один, с краю матрицы, и вобщем не доставляет больших неудобств, но сам факт бесил. И еще его очень хорошо видно в LiveView. Оказалось очень просто его заремапить. Способ подходит для Canon 7D, 5D, 500D, 550D, 600D, 60D и других
 
Menu - Sensor cleaning - Clean manually. Получаем сообщение "Mirror will go up. Clean the sensor.", жмем ОК. После этот ждем примерно 30 секунд и выключам фотик. Фишка в том, что после ручной очистки (которую мы не делали), софт на фотике ремапит битые пиксели. Ну и отлично. У меня пиксель пропал. Ниже привожу примеры моей бывшей проблемы.

Baofeng UV-5R

12.04.2012

Заказал рации из Гон-Конга. Вот эти, двухдиапазонные. 

http://www.409shop.com/409shop_product.php?id=107033

Дошли за 2 недели, круто. Самое классное - надпись на декларации: "10 USD, Toy". Какие ж они молодцы.