Как редактировать видео в Final Cut Pro X

28.10.2014


Я собрал достаточно опыта в Final Cut Pro X (FCPX), чтобы поделиться им с кем-то. Далее я постараюсь систематизировать процесс создания видеоролика. Это то, как делаю это я. Вероятно может быть и другой подход. 

Работа с клавиатуры

Использования клавиатуры, шорткатов (shortcuts) точно сэкономит 50% процентов времени. Сначала можете ими и не пользоваться изучая Final Cut Pro X, но потм задумайтесь на что вы тратите время. Благо каждое действие имеет соответствующую комбинацию на клавиатуре, это легко посмотреть в меню или наведя мышкой на кнопку. Ниже я приведу те, которыми я пользуюсь чаще всего.
  • I - отметить начало клипа в библиотеке
  • O - отметить окончание клипа в библиотеке
  • E - добавить выбранный клип их библиотеки в конец таймлайна
  • W - добавить выбранный клип их библиотеки в то место, где стоит курсор в таймлайне
  • ← → - точное перемещение курсора, если нажать ⇧, то будет бустрее
  • ↑ ↓ - переход между клипами, четко по ихним границам
  • ⌘B - Лезвие (Blade), разрезает клип в таймлане, где стоит курсор
  • ⌘4 - показать панель свойств клипа
  • ⌘6 - настройки цвета
  • ⌘8 - настройки звука
  • ⌘7 - показать гистограмму
  • ⌘⌥V - применить к выбранным клипам все свойства скопированного клипа
  • ⌘⇧V - применить к выбранным клипам свойства скопированного клипа, но можно выбрати какие, цвет, трансформацию, аудио настройки
  • ⌘T - вставка перехода (transition) между клипами

Первичная нарезка материала

После импорта всех исходников, всех видеоматериалов я начинаю отбирать фрагменты для своего ролика. Не будем здесь рассматривать сюжет и поиск музы, как говорится, каждый "сам себе режисер". Все делать можно мышкой, но лучше таки научиться делать с клавиатуры. Тогда это занимает минимум времени. Со временем я научился отбирать фрагменты примерно за 2 просмотра материала. Я проигрываю мувик и нахожу интересный момент, отматываю стрелками ← → и ставлю в точное начало фрагмента. Часто полезно ориентироваться по звуку, по горбам видно где начинается или заканчивается речь. Курсор стоит, жмем "I". Нажимаем "пробел", мувик проигрывается. Доходим до момента, когда надо остановиться. Если пропустили, то можно опять отмотать стрелочками ← →. Я отматываю с запасом и опять воспроизвожу конец фрагмента, а в нудный момент нажимаю "пробел", остановка. Жмем "O", это отметит окончание фрагмента. Жму "E", это добавляет фрагмент, или клип (clip) в терминологии Final Cut Pro, в конец таймлайна (timeline), т.е. моего видео. Все, ищем следующий клип-фрагмент в своем материале.

Т.е. первозадачей является отбор материала и построения своего видео ролика. Причем можно даже не сильно точно отмечать начало и конец клипа. Позднее в таймлайне, когда будете пересматривать материал легко можно тягать мышкой границы клипов. А еще у меня обычно половина отобранных клипов удаляется и не доживает до финальной версии. Изначально вроде интересные клипы могут оказаться скучными в общей картине, некоторые слишком затягиваю сцену и т.д. 

Первичный отбор материла занимает примерно 40-50% времени. У меня из одного часа материала получается на выходе 5-10 минут видео, т.е. 90% это шлак. Иногда бывают терминальные случаи. 8 дней катания на сноуборде, запись ведется почти нон стоп, примерно 4 часа материала в день. Т.е. 32 часа материала, примерно. Финальный фильм получился 20 минут длинной, с титрами. То же самое и с записями подводного плавания, катания на мотоцикле и т.д. И наоборот, снимаем диалог со сценарием, все фразы расписаны, делаем 2 дубля. Понятно, что 50% материало в точку.

Пересмотрите свое видео, доработайте некоторые моменты и можно переходить к финальной обработке. Тут всегда у меня выбор, красить или звуком заниматься. 

Редактирование цвета

Это то, что переводит ваш материал на качественно другой уровень. Как правило, исходный материал, если только он не снят в ручном режиме на зеркалке с пониманием всех аспектов, будет иметь возможность улучшения. А часто и просто пересвечен или недовыдержан, с черными и белыми регионами. У меня почти никогда не было материала, который не пришлось бы подкрутить хоть немного, разве что очень редкие кадры в солнечную погоду с постановочной сценой. GoPro оставляет огроный запас по вытягиванию контраста, может это даже к лучшему. Зеркалкой снятый материал лучше, но все равно, темные области, пересвеченные области, детали в средних тонах, все это немного приходится дотягивать. 

Я люблю немного более насыщенный цвет, потому добавляю Saturation ко всем клипам, 10-15%, ко всем и сразу.

А дальше просматриваем клип, смотрим гистограмму (⌘7), растягиваем ползунки экспозиции (⌘6), желательно чтобы концы гистограммы не  выходили за границы, иначе это ведет к обрезанию полутонов в тенях или светлых регионах. Делаем корректировки на глаз для получения наиболее сочной картинки.

Ниже примеры было - стало.









А на самом деле, это примерно то, что делает функция "Автоконтраст" в Photoshop.

Звук и музыка

Это довольно быстро происходит. Всем клипам я устанавливаю Background Noise Removal 35%, Loudness Amount 100%, Loudness Uniformity 15%.

 

Эти значения в основном для материалов GoPro. Вероятно для других микрофонов может быть по-другому. Но в любом случае я ставлю какие-то значения для всех клипов сразу, а потом корректирую некоторые при необходимости. Настроил параметры для одного, копирую (⌘C), выделяю все (⌘A), применяю настройки звука к остальным (⌘⇧V).

На подборе музыки можно потратить время. Иногда часы проходят пока найдешь нужную песню.

Финальные штрихи, эффекты

Чем их меньше - тем лучше, запомните. Их можно использовать только при точной необходимости. Посмотрите хороший клип на телевизоре, шоу. Найдите там миллион полупрозрачностей при смене кадров, уезжающие картинки, стилизацию под пленочную камеру или добавление бликов, полосочек, рамочек, звездочек и прочих перделок и свистулек. Нет их там, материалу это не надо.

Но все же я позволяю себе вставлять переход (transition) между главами. В конце вставляю тразишн, чтобы плавно затемнить последние кадры. По сути это аналог Fade In/Out в обработке звука. Но злоупотреблять им тоже не надо.

Заглавия. Я люблю их вставлять для обозначения места или главы в видео-повести. Иногда нужны субтитры, если звук плохой.

Финальный экспорт

Я переключаюсь из Proxy в Optimized/Original и экспортирую видео в хорошем качестве. Использую Apple ProRes 422, он занимает больше место, зато экспорт происходит довольно быстро. По сути это будет первый раз, когда я увижу плобы всей своей работы в финальном качестве. Выкладывать в сеть не спешите. Я всегда сначала пересматриваю получившийся ролик и в 90% случаев находится несколько огрех, нестыковки, опечатки, тихие диалоги, заглушающая музыка и т.д. Еще раз все полируем и тогда уже точно экспортируем.

В Youtube можно загружать сразу Apple ProRes 422. Делать экспорт в H.264 не надо. Для хранения у себя на компьютере я пользуюсь ffmpeg. Compressor или экспорт из FCPX в mp4 или mov меня не устраивает, невозможно за раз сделать несколько версий с разным качеством. И еще он очень медленный.

Batteries comparison for GoPro Hero3

10.02.2014

Chinese guys produce batteries for GoPro cameras. These batteries are much cheaper, but experience has shown that they can be not of a good quality. Claimed mAh capacity is very far from reality. Some of the are closer.

Tests were done using GoPro Hero3 Black Edition camera, not a "plus" version. All batteries have been charged using wall charger. Shooting mode 1080p @ 30 fps, no WiFi, no Protune, in other words the most common mode. Then I've inserted charged battery, turned the camera, started recording and waited until GoPro turns off.

First measurements were done at home temperature of about 20C. The second time I took the freezer -18C. Camera and the batteries were placed in the fridge for about one hour in advance to cool down. 






Make GoPro AHDBT-201 Telesin Miniisw Noname
Price $19.99 $8.58 $9.68 $5.85
Capacity 1050 mAh 1300 mAh 1050 mAh 1600 mAh

Home temperature 20C
Time, seconds 5668 5332 5010 5353
Time, h:m:s 1:34:28  1:28:51 1:23:30  1:29:13 
Comparing to original n/a   94% 88%   94%

Freezer -18C
Time, seconds 4793 4576 4270 20 
Time, h:m:s 1:19:53  1:16:16 1:11:10 0:0:20 
Comparing to the original 
in the cold
 n/a  95% 89% 0% 
Comparing to room
temperature
85% 86% 85% 0%

Conclusion, the more it is written, the less they faith. Remember Chinese Boomboxes with 200W speakers?

We must understand that the cold batteries loose their capcity. At -10C on the street I turned to shoot a maximum of an hour on the original battery. Warm Noname batteries not so bad, but they lasted in the cold for 15-20 minutes, even if I kept them close to the body before inserting into the camera. On test at -18 it had lasted for unimaginably long 20 seconds.

Batteries for GoPro Hero3 and Hero3+ and are the same size. Although labeled differently AHDBT-201 and AHDBT-301, respectively. Original Battery for Hero3+ is slightly greater capacity.

Noname battery is as cheap as bad. Also a poor capacity, and they are different in size size, are hanging in the camera's battery slot. I did not notice that at first, and went up the slope, on the first bump camera turned off. It turned out that the battery just lost contact with camera. Solved the problem by gluing the insulation tape on the battery.

The general conclusion. You should not buy too cheap batteries. Telesin and Miniisw in general are OK. You lose 10-15% in capacity and win 2 times in price compared with original GoPro battery.

Сравнение аккумуляторов для GoPro Hero3

05.02.2014

Для камер GoPro добрые ускоглазые ребята делают аккумуляторы. Китайские батарейки значительно дешевле, но как показала практика, они и качества могут быть не очень. Заявленная емкость mAh очень далека от реальности. Некоторые ближе.

Камера GoPro Hero3 Black Edition, не плюс. Все аккумуляторы были заряжены на внешней зарядке. Режим съемки 1080p @30 fps, без WiFi, без Protune. Т.е. самый обычный режим. Вставляем заряженный аккумулятор, включаем камеру, начинаем запись и ждем пока GoPro не выключится.

Первые замеры были произведены при домашней температуре, примерно 20C. Второй раз я воспользовался морозилкой -18C. Предварительно камера и аккумуляторы были помещены в камеру примерно на час. 






Модель GoPro AHDBT-201 Telesin Miniisw Noname
Цена $19.99 $8.58 $9.68 $5.85
Емкость 1050 mAh 1300 mAh 1050 mAh 1600 mAh

Комнатная температура 20C
Время, с 5668 5332 5010 5353
Время, ч:м:с 1:34:28  1:28:51 1:23:30  1:29:13 
Относительно
оригинала
n/a   94% 88%   94%

Морозильная камера -18C
Время, с 4793 4576 4270 20 
Время, ч:м:с 1:19:53  1:16:16 1:11:10 0:0:20 
Относительно
оригинала
на холоде
 n/a  95% 89% 0% 
Относительно
комнатной
температуры
85% 86% 85% 0%

Вывод, чем больше написано, тем меньше им веры. Помните китайские бумбоксы с надписями 200W?

Надо понимать, что на холоде емкость падает довольно сильно. При -10C на улице у меня получалось снимать максимум час на оригинальной батарее. Noname аккумы в тепле были не так уж и плохи, но на морозе они садились за 15-20 минут, даже если я их держал возле тела перед тем как вставить в камеру. На тесте при -18 камера проработало невообразимо долго, аж 20 секунд.

Аккумуляторы для GoPro Hero3 и Hero3+ абсолютно одинаковые по размерам. Хотя и маркируются по-разному AHDBT-201 и AHDBT-301 соответственно. Оригинальная батарея для Hero3+ незначительно большей емкости.

Noname батареи самые дешевые и такие же плохие. Кроме плохой емкости, они еще и по размеру не совпадают, болтаются в камере. Я сначала это не заметил, выехал на склон и на первой кочке у меня вырубилась камера. Я думал дело в Hero и начал гуглить, может брак. А оказалось банально терялся контакт и пропадало питание. Решил проблему наклеив изоленту на батарейку.

Общий вывод. Слишком дешевые батареи брать нельзя. Telesin и Miniisw вобщем нормальные аккумы. Вы теряете 10-15% в емкости и выигрываете 2 раза в цене по сравнению с оргинальным аккумулятором GoPro.

Роторное крепление GoPro на шлем

05.02.2014
После видео в Доломитах меня много раз спрашивали как было снято. На видео я развернуто отвечаю на этот вопрос.

Первый раз я увидел такое крепление в каком-то видео от GoPro. У меня челюсть отвисла. Поскольку палки не видно, то не понятно сразу как это снято. Потом конечно догадались. Называется это чудо по-буржуйски rotor mount, а по-нашему просто ротор. Есть много готовых решений с использованием карбона, алюминия и всякий космических нанотехнологий. Стоит соответственно, около $200. Не наш формат)

У меня закралась мысль сделать его, но оставил идею "на подумать". И, как говорится, "ничто не ново под луной" я встретил реализацию на форуме. Там мне не понравилось дырка в шлеме и нет возможности быстро снять. И я начал делать свое съемное роторное крепление на шлем. С использованием родной защелки клипсы GoPro. Все придумать и сделать ушел примерно день. 

В видео я просто делюсь опытом и кому-то это пригодится. Но это не пособие "сделай сам из бумаги и картона". Я это делал с наличием инструмента, рабочего места и деталей.   

После я обкатал этот ротор и вот какое видео получилось. Из минусов могу сказать следующее. Палка короткая, надо намного длиннее, уже заказал. Вобщем при езде он не сильно мешает, но вес все равно чувствуется, чтоб шлем не ерзал на голове, можно шапку поддеть.



Dolomiti Supersnowboard

16.01.2014
Отчет о поездке 28.12.2013-06.01.2014 в Доломитовые Альпы.

В итальянских Альпах есть самый крутой, как мне кажется, самй большой и известный регион Доломиты. Это не просто одна гора, а это огромный комплекс из 12 отдельных курортов, каждый из которых примерно по размеру как наш Буковель. И все это называется Dolomiti Superski.  А мы совсем не лыжники и потому для нас это оказалось Dolomiti Supersnowboard

Сначала, когда я увидел карту, то я сильно потерялся. Было столько всего много, что я не мог запомнить ни одного названия. А официальная карта (ниже) нарисована с дикими искажениями и ее очень трудно соотнести с реальной картой. Но потихоньку я начал разбираться и все стало ясней. Особенно когда я нашел карту с подписями регионов.



Центр всего это Sella Ronda. Круговой замкнутый маршрут вокруг массива Селла (седло). Это целый день красивых видов и хорошего настроения. Маршрут проходит через 4 региона, Альта Бадья, Арабба, Вал ди Фасса, Вал Гардена. Это основные центровые регионы. На обычных дорожных картах вы увидите этот "островок" между дорог с горой Piz Boè, на него и ориентируйтесь. Вверх пойдешь -  Кронплац (Брунико), а налево через Вал Гардену - трасса на Больцано. А вот наш трек по зеленому маршруту.

  

Решли мы ехать спонтанно и довольно поздно для бронирования. Потому жилье у нас было то, которое нашли, далеко и дорого, в Брунико (регион Кронплац). Т.к. в самом Кроплаце было довольно скучно нам, каждый день мы на машине добирались до нового курорта. Всего за 8 дней мы были в Kronpaltz, Cortina d'Amprezzo, Val Gardena, Seiser Alm, Eisacktal, Alta Badia, Arabba/Marmolada, Sella Ronda по часовой (оранжевая) и против (зеленая).

Дальше кратко об особенностях
  • Киев-Брунико 1900км, заняло 25 часов, ехать лучше через Венгрию, Вена, Зальцбург, Инсбрук. Если ехать ниже (около Граца), то так короче, но очень много времени потеряется на доезде в горах.
  • Без машины там будет скучно, хотя есть автобус (Skibus)
  • Селла Ронду лучше ехать оранжевую и только в хорошую погоду иначе ничего не увидете
  • На Новый год ехать не надо (как мы), переплатите за жилье, переплатите за скипас, потолкаетесь на нижних подъемниках.
  • Жить лучше в центре (возле Селлы), сэкономите время на доездах. Наш Кронплац был очень не выгоден в этом отношении.
  • Регионы большие и тратится один день на то, чтобы его объехать полностью. В идеале на каждый надо 2 дня. Один познакомиться и другой покататься.
  • Все регионы разные и вы можете остаться недовольны, т.к. вам конкретно не подходит. К примеру, мы были в восторге от Кортины, а лыжник плевался и говорил что она узкая. Потому никого не слушайте и пробуйте сами.
  • Если планируете сноупарки, то они оказались закрыты вначале сезона. Открылись только пара к Новому году.
  • А Мармоладе ледник настоящий, да и высоко)
  • Если едите на машине, то не забудьте цепи. Они вроде и не сильно надо, как может показаться, но когда пойдет снег, то вас просто не пустят на дорогу без них, карабинеры стоят и тормозят машины.
  • Покушать в городе можно только после 6 вечера, а на горе все время. 
  • Италия и правда дороже других, даже в супермаркете мясной нарезки не было дешевле 2.5 евро за 100гр.
  • Зато самое дешевое вино за 2 евро очень даже пристойное. Даже в пакете.
  • Это не совсем Италия, это "Автономная провинция Больцано/Боцен — Южный Тироль", "Alto Adige/Südtirol". Население австрийцы и итальянцы примерно 50 на 50. Все надписи дублируются на двух языках. Прикольно, что зная английский и очень базовые знания итальянского и немецкого можно что-то понять прочитав надпись на обоих языках, например, в меню. Какие-то корни угадываются то там то там.
  • Шопинг в Больцано никакой, все дорого. Едьте в Brennero, там огромный Outlet.

Видео с поездки. Там нет крутых трюков, но зато есть красивые горы, панорамы, ракурсы и просто позитивное настроение. Смотреть желательно в HD 1080p на полный экран для получения наибольшего наслаждения от гор. Снималось на Gopro Hero3, 1080p 60 кадров.



Видео на Vimeo, на всякий случай.
И в супер качестве (20mbps) можно скачать с ex.ua.

Финансовые итоги. Как я говорил выше, мы были в самое дорогое время и поздно начали бронировать. 2 человека, 8 дней катания и 9 ночей в отеле. Получилось по 44 евро на человека за ночь с завтраком. Так что ищите жилье заранее, едьте не в горячие числа, ищите компанию для аппартмента, а не отеля.

Покушать на горе на двоих стоит примерно до 30 евро, это первое, второе и бокальчик чего-то. У нас был бюджет 60 евро в день на двоих. Ни в чем не отказывали себе, достаточная сумма. Больше там тратить деньги особо негде.

На скипасах мы немного сэкономили, так бы он стоит 311, но у нас нашлись друзья которые приезжали сразу после нас и мы купили на 14 дней со скидкой. 

Расход машины составил 7 литров на 100км. Мы проехали всего 5000км. Примерно 1000км мы накатали по горам на доездах к курортам.

В разделе Travel визы и страховки, виньетки на автобаны (примерно 20-30 евро).


И на закуску несколько фотографий.

Минусы GoPro Hero3 Black Edition

07.10.2013
Год назад мне одолжили Hero2 и я вернулся из Грузии с отличным материалом. Как раз вышел Hero3 Black тогда и по сравнению со вторым он казался просто прекрасным. Подошло время нового снежного сезона и у меня сложилось его приобрести, несмотря на анонс Hero3+. Нашел в Киеве новый за $355. Надо сказать, упаковка особенно порадовала, трепетный момент приобретения, срывания первых пленочек, открывания двадцати коробочек, все это усиливает удовольствие от первых минут обладания артефактом. И все вроде классно, и нельзя жаловаться, что обманули, но от самого девайса я хотел большего. И в Hero3+, по моему мнению, решается не много проблем. Дальше мой список неудовлетворения.

Время работы. Hero2 работал 2 часа, этот заявлет 1.5 часа. И это 1080@30, wifi, пульт, другой режим записи будет кушать батарею еще сильнее. Дополнительные аккумуляторы надо сразу заказывать. Обещали в Hero3+ улучшить ситуацию.

GoPro App. Штука классная на самом деле, но. Превью в записи будет работать только при 1080@30 и ниже. Само превью дико тормозит где-то на 3 секунды. 2.7K, 4K нельзя просмотреть даже отснятый ролик. Хотя перез GoPro App вы смотрите не оригинал, а специальный LRV файл (Low Resolution Video), которое телефон вполне может проиграть, но нет, этого нельзя. К настройкам камеры в App можно было бы быструю справку сделать. Батарея будет садиться на 20% больше, даже если вы не пользуетесь GoPro App, а просто мигает синяя лампочка на камере.

Медленный WiFi. При попытке скачать 50Мб видео на телефон я понял, что скорость сопоставима с bluetooth. Очень медленно, обещали в Hero3+ улучшить ситуацию.

Burst. Интервал фотографирования (сколько кадров сколько секунд) устанавливается в настройках. Нельзя фотографировать пока зажат спуск (или сколько зажат спуск). Как в зеркалке не получится, держишь кнопку и ведешь за объектом, потом отпускаешь. Только фиксированные значения, например 30 / 2 sec. Я думаю, для моих целей можно использовать видео 4K@15, а потом кадры вырезать.

Timelapse. Я мечтал, что эту камеру можно будет оставить на ночь и снимать раз в минуту. Так вот, время работы в режиме фотографирования с интервалом 1 минута точно такое как и записи 1080@30. Энергосбережение? Не, не слышали. Т.е. процессор у них вообще не включается.

Режимы съемки. Самый ходовой то 1080@30, но хочется большего. И тут есть ограничения. Интересен 2.7K@30 для последующей стабилизации, но тут немного увеличен эффект rolling shutter (наклон при передвижении камеры). 2.7K@60 нет. 4K@30 нет. Фотографии параллельно делать нельзя, когда снимаешь в этих режимах, только можно при 1080@30. Похоже, что мой любимый режим будет 1080@60 (но фотки все равно нельзя делать).

Стоимость аксессуаров. GoPro еще круче Apple, просто молодцы, пластмассу продают по цене фрезерованного изделия из латуни, как минимум. Пластиковая рамочка вокруг камеры, для использования без бокса стоит $40. Крепление-присоска (как для телефона в машину) $40. 6 пластмассок защелок на двустороннем скотче $20. Благо есть ebay и Китай. Там я на $40 закал вообще все что захотел и придумал, аккумы, переходники на штативы, крепления на голову, грудь и еще что-то.

Protune. Все классно, видео без обработки, не такое сочное, т.к. сказать "RAW". Только почему оно жрет батарею больше, если обработка не производится?

Порты. Ожидал MicroUSB, я уже даже и не знаю девайсов сейчас с MiniUSB. Не иначе как для совместимости, но придется таскать зарядку именно для него теперь. И USB3.0, где он? 32Gb по 20Mb/s это долго, правда. 


Не смотря на все это GoPro Hero пока лучшая камера, посмотрите сравнительные видео с конкурентами, просто на картинку. Гоупро таки молодец.