Как редактировать видео в Final Cut Pro X

28.10.2014


Я собрал достаточно опыта в Final Cut Pro X (FCPX), чтобы поделиться им с кем-то. Далее я постараюсь систематизировать процесс создания видеоролика. Это то, как делаю это я. Вероятно может быть и другой подход. 

Работа с клавиатуры

Использования клавиатуры, шорткатов (shortcuts) точно сэкономит 50% процентов времени. Сначала можете ими и не пользоваться изучая Final Cut Pro X, но потм задумайтесь на что вы тратите время. Благо каждое действие имеет соответствующую комбинацию на клавиатуре, это легко посмотреть в меню или наведя мышкой на кнопку. Ниже я приведу те, которыми я пользуюсь чаще всего.
  • I - отметить начало клипа в библиотеке
  • O - отметить окончание клипа в библиотеке
  • E - добавить выбранный клип их библиотеки в конец таймлайна
  • W - добавить выбранный клип их библиотеки в то место, где стоит курсор в таймлайне
  • ← → - точное перемещение курсора, если нажать ⇧, то будет бустрее
  • ↑ ↓ - переход между клипами, четко по ихним границам
  • ⌘B - Лезвие (Blade), разрезает клип в таймлане, где стоит курсор
  • ⌘4 - показать панель свойств клипа
  • ⌘6 - настройки цвета
  • ⌘8 - настройки звука
  • ⌘7 - показать гистограмму
  • ⌘⌥V - применить к выбранным клипам все свойства скопированного клипа
  • ⌘⇧V - применить к выбранным клипам свойства скопированного клипа, но можно выбрати какие, цвет, трансформацию, аудио настройки
  • ⌘T - вставка перехода (transition) между клипами

Первичная нарезка материала

После импорта всех исходников, всех видеоматериалов я начинаю отбирать фрагменты для своего ролика. Не будем здесь рассматривать сюжет и поиск музы, как говорится, каждый "сам себе режисер". Все делать можно мышкой, но лучше таки научиться делать с клавиатуры. Тогда это занимает минимум времени. Со временем я научился отбирать фрагменты примерно за 2 просмотра материала. Я проигрываю мувик и нахожу интересный момент, отматываю стрелками ← → и ставлю в точное начало фрагмента. Часто полезно ориентироваться по звуку, по горбам видно где начинается или заканчивается речь. Курсор стоит, жмем "I". Нажимаем "пробел", мувик проигрывается. Доходим до момента, когда надо остановиться. Если пропустили, то можно опять отмотать стрелочками ← →. Я отматываю с запасом и опять воспроизвожу конец фрагмента, а в нудный момент нажимаю "пробел", остановка. Жмем "O", это отметит окончание фрагмента. Жму "E", это добавляет фрагмент, или клип (clip) в терминологии Final Cut Pro, в конец таймлайна (timeline), т.е. моего видео. Все, ищем следующий клип-фрагмент в своем материале.

Т.е. первозадачей является отбор материала и построения своего видео ролика. Причем можно даже не сильно точно отмечать начало и конец клипа. Позднее в таймлайне, когда будете пересматривать материал легко можно тягать мышкой границы клипов. А еще у меня обычно половина отобранных клипов удаляется и не доживает до финальной версии. Изначально вроде интересные клипы могут оказаться скучными в общей картине, некоторые слишком затягиваю сцену и т.д. 

Первичный отбор материла занимает примерно 40-50% времени. У меня из одного часа материала получается на выходе 5-10 минут видео, т.е. 90% это шлак. Иногда бывают терминальные случаи. 8 дней катания на сноуборде, запись ведется почти нон стоп, примерно 4 часа материала в день. Т.е. 32 часа материала, примерно. Финальный фильм получился 20 минут длинной, с титрами. То же самое и с записями подводного плавания, катания на мотоцикле и т.д. И наоборот, снимаем диалог со сценарием, все фразы расписаны, делаем 2 дубля. Понятно, что 50% материало в точку.

Пересмотрите свое видео, доработайте некоторые моменты и можно переходить к финальной обработке. Тут всегда у меня выбор, красить или звуком заниматься. 

Редактирование цвета

Это то, что переводит ваш материал на качественно другой уровень. Как правило, исходный материал, если только он не снят в ручном режиме на зеркалке с пониманием всех аспектов, будет иметь возможность улучшения. А часто и просто пересвечен или недовыдержан, с черными и белыми регионами. У меня почти никогда не было материала, который не пришлось бы подкрутить хоть немного, разве что очень редкие кадры в солнечную погоду с постановочной сценой. GoPro оставляет огроный запас по вытягиванию контраста, может это даже к лучшему. Зеркалкой снятый материал лучше, но все равно, темные области, пересвеченные области, детали в средних тонах, все это немного приходится дотягивать. 

Я люблю немного более насыщенный цвет, потому добавляю Saturation ко всем клипам, 10-15%, ко всем и сразу.

А дальше просматриваем клип, смотрим гистограмму (⌘7), растягиваем ползунки экспозиции (⌘6), желательно чтобы концы гистограммы не  выходили за границы, иначе это ведет к обрезанию полутонов в тенях или светлых регионах. Делаем корректировки на глаз для получения наиболее сочной картинки.

Ниже примеры было - стало.









А на самом деле, это примерно то, что делает функция "Автоконтраст" в Photoshop.

Звук и музыка

Это довольно быстро происходит. Всем клипам я устанавливаю Background Noise Removal 35%, Loudness Amount 100%, Loudness Uniformity 15%.

 

Эти значения в основном для материалов GoPro. Вероятно для других микрофонов может быть по-другому. Но в любом случае я ставлю какие-то значения для всех клипов сразу, а потом корректирую некоторые при необходимости. Настроил параметры для одного, копирую (⌘C), выделяю все (⌘A), применяю настройки звука к остальным (⌘⇧V).

На подборе музыки можно потратить время. Иногда часы проходят пока найдешь нужную песню.

Финальные штрихи, эффекты

Чем их меньше - тем лучше, запомните. Их можно использовать только при точной необходимости. Посмотрите хороший клип на телевизоре, шоу. Найдите там миллион полупрозрачностей при смене кадров, уезжающие картинки, стилизацию под пленочную камеру или добавление бликов, полосочек, рамочек, звездочек и прочих перделок и свистулек. Нет их там, материалу это не надо.

Но все же я позволяю себе вставлять переход (transition) между главами. В конце вставляю тразишн, чтобы плавно затемнить последние кадры. По сути это аналог Fade In/Out в обработке звука. Но злоупотреблять им тоже не надо.

Заглавия. Я люблю их вставлять для обозначения места или главы в видео-повести. Иногда нужны субтитры, если звук плохой.

Финальный экспорт

Я переключаюсь из Proxy в Optimized/Original и экспортирую видео в хорошем качестве. Использую Apple ProRes 422, он занимает больше место, зато экспорт происходит довольно быстро. По сути это будет первый раз, когда я увижу плобы всей своей работы в финальном качестве. Выкладывать в сеть не спешите. Я всегда сначала пересматриваю получившийся ролик и в 90% случаев находится несколько огрех, нестыковки, опечатки, тихие диалоги, заглушающая музыка и т.д. Еще раз все полируем и тогда уже точно экспортируем.

В Youtube можно загружать сразу Apple ProRes 422. Делать экспорт в H.264 не надо. Для хранения у себя на компьютере я пользуюсь ffmpeg. Compressor или экспорт из FCPX в mp4 или mov меня не устраивает, невозможно за раз сделать несколько версий с разным качеством. И еще он очень медленный.

Арман 26.04.2015 20:35
Наконец я увидел нормальное полное видео. Спасибо за очень понятный язык. Очень практично сначала до конца в одном видео. Не мямлит, как другие. Спасибо.
Anton 27.07.2015 13:38
огромное спасибо за обзор!!!
узнал много полезного!!!
Сергей 25.01.2016 06:31
Большое спасибо за понятный и качественный мануал!
Виталий 27.02.2016 14:47
Подскажите при экспорте видео я переключаю из прокси в оригинал и у меня пропадает половина файлов.
Я наверное что-то сделал не так
Fern 27.02.2016 22:19
Комментируйте лучше в youtube, а то я здесь не всегда вижу коменты и не могу ответить.
Добавить свой комментарий

Ваше имя

E-mail



Пожалуйста, введите символы указанные на картинке